Research Algorithmic Group

100% partner-owned private investment management firm

г.Тюмень,ул. 50лет Октября 8Б
+7 (3452) 57-82-40
BVI | Russia

Statement of Operations: Часть 1

Statement of operations или Income statement показывает бухгалтерскую прибыль или убыток компании за определённый период, обычно за квартал или за год, и сравнивает финансовые показатели с соответствующими значениями за прошлый период.

Анатомия Income Statement-а.

Структуру income statement-а можно проиллюстрировать следующим рисунком:
Всякий statement of operations начинается с revenues.

Revenues или Sales - это общая сумма, которую выручила компания от продаж своего товара или услуг за определенный промежуток времени, выручка. Эта сумма не учитывает затраты компании. Иногда её также называютtop line (верхняя строчка) потому что revenues ставят первой строчкой в income statement-е.

Затем из revenues последовательно вычитают все затраты, чтобы в итоге получить чистую прибыль (net income). Затраты можно разделить на 4 группы:

1. Cost of sales (другие названия cost of goods sold, cost of revenue или просто costs). Cost of sales представляет расходы, напрямую связанные с производством проданных товаров или услуг. Для производителей costs представляют собой такие расходы как стоимость материалов и оплата труда в производстве. Для магазинов оптовой и розничной торговли costs главным образом состоят из закупочной стоимости товаров. Для бизнесов предоставляющих услуги costs обозначают непосредственные (прямые) затраты на оказанные услуги.

Revenues за вычетом cost of sales является первым показателем доходности и носит название gross income илиgross profit.

2. Operating expenses. К operating expenses относят расходы, связанные с ведением профильного бизнеса компании, но не связанные напрямую с проданными товарами или услугами. Например, к operating expenses относятся расходы на содержание офиса, заработные платы агентам по продажам и администрации, расходы, связанные с ведением бухгалтерии. В income statement-е operating expenses часто объединяют в одну строчку, обозначаемую как

SG&A (Sales, General and Administrative expense)

Иногда operating expenses разбивают на отдельные строки, такие как

Sales & Marketing expense
Research & Development (R&D) expenses
General & Administrative (G&A) expenses


То, что остаётся от revenues после вычета cost of sales и operating expenses называетсяoperating income или income from operations . Operating income является жизненно важным для держателей акций потому что он показывает прибыль создающуюся в результате основной профильной деятельности компании. Компания может получить прибыль самыми разными способами, например ей могут простить долг или она может получить деньги выиграв судебный иск. Прибыль такого рода не будет включена в operating income и будет записана в income statement-е ниже, в категории non-operating expenses, вероятнее всего в строке "other income". Такая прибыль вряд ли устроит держателей акций, они хотят видеть стабильную повторяющуюся прибыль, возникающую из основой профильной деятельности компании. Именно поэтому operating income-у уделяется такое внимание.

3. Non-operating expenses. В первую очередь к ним относятся проценты, выплачиваемые по заёмным средствам, а так же все остальные расходы, не попадающие в costs и operating expenses. В эту категорию попадают не только расходы, но и доходы, не связанные с основной деятельностью компании, например, доход, полученный в виде процентов на вклад. Все прочие доходы в этой категории часто объединяются в строчке под названиемother income.

Revenues за вычетом cost of sales, operating expenses и non-operating expenses (income) носит названиеpre-tax income. Как следует из названия, до получения чистого дохода остаётся всего один шаг - налоги. В разное время компания может платить налоги по разным ставкам, и для адекватной оценки прогресса компании часто бывает нужно рассматривать pretax income.

4. Tax. Наконец, последний тип расходов – это налоги. Как говорит известная пословица, "Nothing is certain but death and taxes" (Ни в чём нельзя быть уверенным, кроме как в смерти и налогах).

Вычитая из revenues cost-ы, operating expenses, non-operating expenses и налоги получаем

Net income или просто income. Термины earnings и profit обозначают то же самое, что income и могут заменять друг друга. Поскольку net income идёт в statement-е последней строчкой, после вычитания всех расходов, его так же называют bottom line (нижняя строчка).

Вот пример типичного statement-а of operations. Это реальный statement из отчёта компании Overhill Farms за квартал, оканчивающийся 31 декабря 2006.
Важнейшей частью финансового анализа являются сравнения текущих показателей с соответствующими показателями в прошлом. Поэтому statement включает в себя два столбца данных - данные за последний квартал и за соответствующий квартал прошлого года.

Revenues компании за квартал составили $40,538,492, что немного превысило revenues за соответствующий квартал прошлого года. В соответствие со statement-ом, компания понесла следующие расходы:

Cost of sales: $35,031,990

Operating expenses (или selling, general and administrative expenses): $1,777,217

Non-operating expenses состоят из $1,114,359 выплаченных в счёт процентов по кредиту и $18,099 потраченных на что-то другое.

Income tax expense (налоги): $1,041,068

Таким образом, у компании Overhill Farms
gross income составил $40,538,492 - $35,031,990 = $5,506,502,
operating income $40,538,492 - $35,031,990 - $1,777,217 = $3,729,285,
pre-tax income $3,729,285 - $1,114,359 - $18,099 = $2,596,827.

Чистый доход компании составил $40,538,492 - $35,031,990 - $1,777,217 - $1,114,359 - $18,099 - $1,041,068 = $1,555,759, в то время как доход компании за соответствующий период прошлого года был $607,149 – неплохой рост.